Макет солнечной системы для развития воображения и ориентации в пространстве Вселенной

макет солнечной системы своими руками

Понятие о Вселенной, строение Солнечной системы, теория происхождения планеты Земля входят в школьную программу в разных классах и, в зависимости от Программы обучения, изучаются в рамках предметов окружающий мир и география.

Как замечено педагогами, выполнение макета Солнечной системы руками обучающихся формирует осознание у школьников места человечества во Вселенной, развивает воображение и ориентацию в пространстве.

Поэтому задание выполнить макет Солнечной системы своими руками для школы дают часто и оправданно. Рассмотрим, как это сделать.

Что нужно на предварительном этапе

Перед тем, как приступать к выполнению модели Солнечной системы, следует изучить теоретический материал, представленный в учебнике. На этом этапе для учащихся 1 и 2 классов важно запомнить последовательность планет, а 4 и 5 классов – постараться выучить последовательность, соотношения размеров, масс и расстояний между планетами и до Солнца. Эта задача не из легких.

Долговременному усвоению последовательности небесных тел способствует заучивание фразы-запоминалки: «Маша веником Землю мела, Юра сидел у норы паука». При этом первые буквы в словах запоминалки дают ключ к названию планет.

После того, как теоретический материал изучен и усвоен, приступают к выбору материалов и технологии изготовления макета. 

Виды макетов Солнечной системы

Макет небесных тел может быть двухмерным, трехмерным и комбинированным. Для младших школьников проще всего выполнить двухмерную модель из бумаги.

Трехмерные модели подразделяются на макеты:

  • с горизонтальными держателями;
  • на подвесных нитях;
  • на вертикальных стойках.

Комбинированные модели сочетают двухмерную карту размещения планетарных орбит в пространстве и трехмерные небесные тела с наглядным представлением пропорций их размеров, расстояний до Солнца, цвета и других особенностей строения.

Такую сложную модель целесообразно дополнить поясами астероидов, туманностями. Она подходит для 5 класса.

Разберем пошагово, как сделать макет Солнечной системы своими руками.

Двухмерная модель № 1

Материалы и инструменты для изготовления: основа из картона или плотной ткани темно-синего цвета, бумага или кусочки ткани, бархатная бумага желтого цвета, белая тесьма, клей ПВА, краски, кисти для красок и клея, ножницы. пресс. 

Технология изготовления (фото1):

  • вырезать окружности в соответствии с характеристиками планет, раскрасить их;   
  • на лист картона или тканевое полотно в центре наклеить Солнце;
  • орбиты изготовить из тесьмы, наклеивая ее в виде радиальных колец по числу планет, или нарисовать их белой краской, дать высохнуть;
  • на орбиты последовательно наклеить вырезанные окружности планет, высушить под прессом.  
Фото 1 – Двухмерная модель № 1

Двухмерная модель № 2

Материалы и инструменты для изготовления:

Ячеистая основа, например их москитной сетки, пуговицы разных цветов и размеров, швейная игла, нитки, ножницы, полоски белой бумаги и для надписи названий, клей ПВА, белая краска.

Технология изготовления (фото 2):

  • из ячеистого материала вырезать округлую основу;
  • подобрать пуговицы по цвету и размеру в соответствии с характеристиками небесных тел;
  • пришить пуговицы, придерживаясь расстояний от Солнца до планет;
  • белой краской нанести орбиты;
  • приклеить надписи небесных тел.
Фото 2 – Двухмерная модель № 2

Обе двухмерные модели легко изготовить своими руками для 1 класса школы.

Трехмерная модель с горизонтальными держателями

Материалы и инструменты для изготовления: поролон, деревянные палочки разной длины, краски, кисти, полоски белой бумаги для надписи названий, клей ПВА, ножницы.

Технология изготовления (фото 3):

  • из поролона вырезать основу и шарики разного диаметра. Для формирования шара сперва вырезать кубики, затем срезать у них углы;
  • шарики – небесные сферы раскрасить в соответствующий цвет;
  • деревянные палочки, начиная от короткой и двигаясь к наиболее длинной окунуть на 0,5-1,0 см в клей ПВА и аккуратно вставить в центр шарика;
  • перед сферами наклеить бумажные полоски с названиями тела.     
Фото 3 – Трехмерная модель с горизонтальными держателями

Такую модель с горизонтальными держателями из деревянных палочек несложно изготовить самостоятельно из пластилина. В качестве основы можно взять пластилиновую призму, спичечный коробок с песком поролоновый круг.

Поролоновые мячики разного диаметра иногда продают в магазинах для животных. Они также отлично подойдут для поделки такого типа.

Трехмерная модель на подвесных нитях

Материалы и инструменты для изготовления: для основы обувная коробка или картонный диск, нити или тонкая проволока, для шариков – пластилин, надувные шары, крахмальный клейстер, бумага или пряжа, краска, кисти, клей ПВА, ножницы, шило.

Технология изготовления (фото 4 а, б):

  • из обувной коробки или картонного диска заготовить основание, шилом проделать отверстия для подвесных держателей;
  • шарики выполнить из пластилина или надуть шары разного диаметра. С помощью клейстера обклеить их бумагой или нитями пряжи. Дать просохнуть в течение 16-24 ч. Часть надувного шарика, которая снаружи, аккуратно срезать ножницами. Остаток шарика постараться вынуть из сферы. Небесные тела раскрасить, дать краске просохнуть. Для приготовления клейстера взять 2 ст. ложки крахмала на 1 стакан воды, растворить крахмал в холодной воде, влить в кипящую воду, варить 3-4 минуты до загустения, остудить, наносить на бумагу или нити кистью;
  • Нити или проволоку одним концом закрепить на основании, другой коне пропустить по диаметру сферы.  

а)

б)

Фото 4 а, б – Подвесные небесные тела

Такие прообразы Солнечной системы несложно сделать самостоятельно во 2 классе.

Поделка на вертикальных стойках

Материалы и инструменты для изготовления: пенопласт для основания, деревянные палочки или проволока для держателей, сферы из надувных шаров, обклеенные бумагой, пряжей, из поролона, краски, цветная бумага, крахмальный клейстер, кисти, полоски бумаги для надписи названий, канцелярский нож, ножницы.

Технология изготовления (фото 5):

  • канцелярским ножом вырезать основание, поверх наклеить цветную бумагу нужного цвета, при необходимости нарисовать красками звезды, туманности, млечный путь;
  • изготовить планетарные сферы путем обклеивания надувных шаров крахмальным клейстером (смотри рецепт выше), нанесенным на бумагу или пряжу;
  • закрепить планеты на основании с помощью держателей;
  • при необходимости наклеить бумажные полоски с надписями.
Фото 5 – Образцы на вертикальных стойках

Угловой прообраз (фото 6) – отличный макет Солнечной системы своими руками для 4 класса. Угловую основу можно выполнить из пластиковых прямоугольников, склеенных между собой по граням суперклеем. Раскаленным шилом выполняются отверстия, куда вставляется проволока – прообраз планетарных орбит.

Когда мы делаем макет вместе с детьми, это серьезный воспитательный момент. Они вовлекаются в созидательную деятельностью, учатся взаимодействовать со взрослыми. Доверяйте им ответственный, но несложный этап работы!     

Фото 6 – Угловой прообраз

Комбинированные прообразы

Несложен для исполнения макет, в котором орбиты выполнены из бумаги, а небесные тела – каким-либо из вышеописанных способов (фото 7). Такой образец имеет ряд преимуществ: он занимает меньше места по сравнению с другими прообразами и его можно выполнить буквально за одну ночь.

Как показано на фото – Солнце выполнено из мячика, а другие тела – из пластилина.

Фото 7 – Наиболее компактный образец

На фото 7 показан более сложный комбинированный макет Солнечной системы. Сложность его заключается в том, что основание для этого образца выполнено из деревянного диска, в котором острым лезвием выдавлены орбиты.

Диск методично выкрашен в фиолетовый и черный (по орбитам) цвета. Небесные тела выполняются из любого материала. Легко вырезвать их из поролона, раскрасить в соответствующие цвета и приклеить к основанию суперклеем. Подойдут для такой модели диски планет, вырезанные из бумаги.

Фото 8 – Комбинированный прообраз Солнечной системы

Детям 10-12 лет целесообразно предоставить больше возможности для творчества, чем выполнять большую часть работы взрослому. Например, диски выполнить из белой бумаги и попросить ребенка раскрасить их таким образом, как было прочитано в теоретическом материале.

Для планеты Земля выполнить ее естественный спутник – Луну, нарисовав на ней кратеры. Пусть ребята самостоятельно вырезают кольца Сатурна, выполняют объемное Солнце, наносят на макет пояс астероидов.

Макеты для малышей целесообразно дополнить летящими кометами, ракетами, космонавтом, работающим в открытом космосе. Пусть ребенок сам проявит воображение и фантазию, указав что именно он хочет добавить в модель. Взрослому следует внимательно наблюдать, подсказывать ребенку его ошибки и выполнять только самые сложные этапы.

Нельзя допускать, чтобы в модели появлялись несуществующие вымышленные планеты и образы.

По возможности следует стремиться выдерживать правильность цвета небесного тела, его размеры в соотношении с другими сферами, а орбиты выполнять на расстояниях в действительных пропорциях. 

Итак, для выполнения различных образцов макета Солнечной системы своими руками понадобится картон, белая и цветная бумага, клей, пластилин, краски, надувные шарики, поролон, пенопласт, клей. Выбирайте образец и смело принимайтесь за дело!   

Похожие статьи

от
Предыдущий пост следующий пост

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

0 поделились