Что делать, если школьник не хочет учиться

как заинтересовать ребенка учебой

Многих родителей интересует вопрос, как заинтересовать ребенка учебой. В первую очередь нужно понять причину отсутствия мотивации, оценивать старания, поощрять и поддерживать школьника. Как сделать так, чтобы развить интерес к учебе у детей, будет рассказано в этой статье.

Ошибки родителей в обучении ребенка

Как и взрослым, детям знакома лень и прокрастинация. Однако эти явления должны носить не постоянный, а периодический характер. Бить тревогу стоит в том случае, если школьник относится с полным безразличием к освоению образовательной программы. Если ученик пытается уклониться от выполнения домашней работы, не желает учить уроки, его необходимо правильно замотивировать.

Для большинства родителей свойственна такая ошибка в воспитании, как стремление наложить жесткий контроль на организацию учебного процесса и заставить чадо зубрить параграфы.

Такой прием не сработает, поскольку не заинтересованный в приобретении знаний школьник будет списывать. Кроме того, это не лучшим образом скажется на семейных отношениях. Ребенок начнет противиться тому, что кто-то постоянно завязывает ему свою волю, не объясняя мотивов.

С подобным подходом в дальнейшем у подростка разовьется отвращение к образовательному процессу. Это способно усложнить жизнь, поскольку в меняющемся мире приходится постоянно учиться новому.

Виды учебной мотивации и как ее сформировать

Ребенок заинтересован будет в том случае, если подобрать правильную мотивацию. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первая бывает обусловлена обстоятельствами извне, иметь положительный или отрицательный характер.

Многие родители придерживаются такой стратегии воспитания: в качестве поощрения за отличные оценки можно пообещать ребенку подарок, вместо наказания – что-либо запретить, к примеру, поездку в летний лагерь.

Внутренняя мотивация более значима для самого человека. Положительным примером самомотивации является стремление ребенка получать пятерки в школе, чтобы затем успешно сдать экзамены, поступить в университет на интересную ему специальность и работать в желаемой сфере деятельности.

В качестве отрицательного примера стоит привести понимание школьника, что у него не выйдет занять бюджетное место в ВУЗе, если не освоить на «отлично» школьную программу.

Из представленных видов мотивации наибольшей продуктивностью отличается внутренняя положительная. От этого во многом зависит степень самореализации и наличие выдающихся достижений в будущем.

Психологи считают, что внешняя мотивация не является источником того, как заинтересовать ребенка учебой. Если поощрять школьника «пряником», он начнет искать простейший способ выполнения поставленной задачи, не проявляя при этом творческий потенциал. То есть, ученик начнет гуглить искать ответы в ГДЗ.

Поэтому важно привить ребенку искреннюю заинтересованность в учебе. Это затрудняется авторитарностью учителей, нездоровым микроклиматом в классе или наличием открытых конфликтов со сверстниками.

Причины отсутствия мотивации у первоклашек

Придя в первый класс, начинающие школьники с энтузиазмом относятся к учебе. Однако постепенно такое рвение может пропасть, и ученик начинает лениться, перестает слушать учителя и откладывает «домашку» на потом.

Если довелось столкнуться с демотивацией у школяра, следует для начала выяснить причину, почему так происходит, и по возможности помочь своему ребенку. К отсутствию заинтересованности к обучению можно отнести следующее:

  • информационная перегруженность: морально подготавливая будущего ученика к школе, родители рассказывают, что его ждет, и какие кружки выбрать. В результате чадо начнет испытывать стресс, боясь идти в школу и просиживать за уроками;
  • скучная обстановка: если ученик опережает программу 1-го класса, это объясняет, почему ребенку не интересна учеба, и из-за этого у него может пропасть внутренняя мотивация к обучению;
  • физиологические факторы: изменение привычного распорядка дня, умственные перегрузки, необходимость постоянно сидеть за партой и оставаться внимательным в первое время нередко вызывает нежелание обучаться;
  • период адаптации: теперь у бывшего дошкольника появилась новая роль, к которой нужно привыкнуть. Ребенок больше не сможет поиграть или побегать, когда захочется, а вынужден выполнять задания и слушать педагога;
  • эмоциональный дискомфорт: школьник чувствует на себе ответственность и боится подвести маму и папу, если получит плохую оценку. Психологи рекомендуют не пугать ученика наказаниями за ошибки.

Важно понимать, что у чада наступил новый жизненный этап, и теперь ему придется быть ответственным, исполнять обязанности и соблюдать правила школы. Если ученик испытывает сложности, важно проявлять терпеливость, рассказать о ценности образования, но ни в коем случае не ругать.

Действенные советы психологов

Первый совет психолога заключается в том, что следует создавать у ребенка настрой на учебу. Школьник должен приступать к выполнению «домашки» только после того как отдохнет и покушает, а также будет пребывать в спокойном состоянии.

Чтобы добиться продуктивного учебного процесса, важно хорошо обустроить рабочее место. Для этого следует повесить стикеры, поставить органайзер, подобрать удобный стул и достаточное освещение.

Перед началом выполнения заданий школьнику рекомендуется пролистать записанные конспекты, после чего можно приступать к «домашке».

Следующим советом является поддержка ребенка в полезных увлечениях. Если подросток интересуется чем-то научным и познавательным, следует посещать тематические выставки или посещать памятные места. Проявляя участие в интересах чада, нужно не забывать делиться между собой полученными впечатлениями.

Эффективным приемом является вдохновение примером великих личностей. Сюда относятся биографии успешных бизнесменов и инноваторов в технологической сфере. Нужно дать понять ребенку, что таких высот эти люди добились благодаря постоянному самообучению.

1 класс – время познавать мир и совершать много открытий. Поэтому важно отвечать на вопросы, которые родителю задает школьник. Давая развернутые ответы, получится сформировать у чада любознательность и критическое мышление. В таком случае ребенка не нужно будет заставлять садиться за книги, ведь он начнет учиться без посторонних наставлений, причем с огромным удовольствием.

Школьники часто берут пример с одноклассников, которые не хотят учиться. Чтобы это исправить, следует сформировать правильное окружение. Смотря на заинтересованных в учебе ребят, которые вызывают у него уважение, ребенок тоже сможет приобщиться к изучению нового.

Игры – отличное решение для совместного обучения. Когда выделяется свободное время, стоит его посвятить досугу с ребенком. Для этого рекомендуется смотреть документальные фильмы и образовательные видеоролики, а также посещать вместе онлайн-вебинары.

Эффективным инструментом мотивации считается похвала, которую стоит применять при наличии у школьника успехов в освоении образовательных дисциплин и творческих начинаниях.

Если у ребенка что-то не получилось, важно вместе проанализировать причину неудачи, и найти решения, при этом не переусердствуя с критикой и оценочными суждениями. Однако и похвалы должно быть в меру, чтобы ребенок не стал зависим от одобрения родителя. Главное – показать школьнику свои переживания о нем и научить проговаривать эмоции.

Бывает, что школьнику совершенно не интересен определенный предмет. В таком случае не стоит заставлять его углубляться в изучение этой дисциплины. Вполне достаточно освоить аттестационный минимум. Лучше направить силы на интересные темы, что в дальнейшем поможет при поступлении.

Чего не следует делать, заставляя школьника учиться

Сравнивая с «сыном подруги», не получится развить у ребенка любовь к здоровой конкуренции. Например, такой часто используемый прием, основанный на противопоставлении с другими детьми, приведет к демотивации и потере желания обучаться.

Категорически нельзя переходить на личность и оскорблять ребенка. Слова способны сильно ранить и значительно подпортить самооценку, в результате чего сказанная родителем обидная фраза может сказаться на всей дальнейшей жизни.

Ребенок совершенно не захочет стараться, если взрослые навесят на него «ярлык». Если постоянно проговаривать, что он разгильдяй или неуч, у чада закрепится такая негативная установка. Поэтому всегда следует подмечать усилия школьника и оценивать результат проделанной работы.

Еще один важный совет психологов заключается в том, что не стоит перегружать ребенка учебой, делая из нее смысл жизни. Если у школьника есть хобби или пристрастие к спорту или творчеству, необходимо это поощрять.

Также у чада должно оставаться время на общение с приятелями и прочие полезные увлечения. В любом случае нужны перерывы от учебы и возможность переключиться на другую деятельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Elleonora.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: